Железобетонный водоотводный лоток

При обеспечении жизненных условий населения или организации техпроцесса на предприятиях, необходимо отвести лишнюю воду из тех мест, где она не нужна или подать туда, где она необходима. В обоих случаях применяются железобетонные водоотводные лотки. Разновидности таких лотков, их размеры, места применения, способы монтажа и многое другое – обо всём этом мнения изготовителей, эксплуатационников, экспертов.

Железобетонный водоотводный лоток

Лоток водоотводный бетонный с решеткой, для ливневой канализации

Общее описание

Лоток водоотводный бетонный представляет собой армированную ж\б конструкцию, имеющую поперечное сечение в виде буквы «U». Чашеобразное поперечное сечение позволяет воде свободно течь по лотку, в сторону созданного уклона. Лотки применяются как в виде больших, сборных конструкций, когда край одного элемента вставляется в край другого, по телескопической схеме, так и в качестве самостоятельных элементов.

При маркировке лотков на первой позиции должно стоять название завода-изготовителя, тип лотка, его размеры. Информация наносится на упаковку, а при ее отсутствии – на наружную поверхность одной из боковых стенок лотка, черной несмываемой краской или эмалью.

Разновидности

По своему предназначению, лотки разделяют на конструкции для орошения или для сбора и удаления ливневых стоков.

Для оросительных систем

Производство железобетонных водоотводных лотков, предназначенных для систем полива сельхозугодий, регулирует государственный нормативный документ – ГОСТ 21509-79. Максимальная скорость прокачки воды по таким лоткам – 5 м³\сек. Внутренне сечение лотка параболическое, наружное основание может быть полукруглым или плоским.

Лотки для оросительных систем имеют два вида маркировки – ЛР и ЛРГ. Конструкции первой группы (ЛР) предназначены для установки на стоечные опоры, плиты или сваи. Лотки марки ЛРГ рассчитываются на монтаж в грунт. В каждой группе после буквенной маркировки указывается цифра, которая означает высоту лотка в дециметрах, с округлением до большего целого числа.

Железобетонный водоотводный лоток

Оросительный канал из лотков типа ЛР

Размеры лотков, выпускаемых по ГОСТ 21509-76, сведены в таблицу.

Железобетонный водоотводный лоток

Железобетонный водоотводный лоток

Оросительный канал, построенный из лотков типа ЛРГ

Для дорог и ливневых стоков

При производстве водоотводных лотков для ливневой канализации, заводы ЖБК опираются на ГОСТ 32955-2014. Действие нормативного документа распространяется не только на заводскую продукцию, но и на монолитные конструкции, изготавливаемые на месте, методом скользящей опалубки. В нормативных документах лотки такого типа относятся к категории «дорожные».

Внутри группы лотки имеют буквенную маркировку, которая указывает на их конструктивное исполнение:

  • К – коробчатые, сечение стенок изнутри может иметь форму квадрата, круга или параболы;
  • Щ – щелевые, имеют круглое сечение внутри, сверху сделана сплошная или прерывистая щель;
  • БЩ – бордюрный щелевой, прорезь может быть сбоку при круглом сечении внутри, либо по углу (внутреннее – прямоугольник);
  • О – открытые, конструкция имеет прямые стенки, поперечное сечение – круглое.

Следующая буква маркировки указывает на отдельную группу изделий:

  • ОД – открытый тип с доборными стенками;
  • П – прямоугольное внутреннее сечение лотка;
  • U – параболическое (в виде чаши) поперечное сечение;
  • КС – кольцевой поперечный разрез;
  • ЛК – ливневой колодец;
  • ПК – пескоулавливающий колодец.

Каждый из перечисленных элементов может входить в состав ливневой канализации.

Лотки для «ливнёвки» разделяют на классы по несущей способности. Для удобства восприятия, классы и требования к ним, сведены в таблицу.

 

Класс нагрузки и группа по монтажу.

(Где используются)

Несущая

способность, кН

 

Класс лотка

 

 

А0 группа I

(Для неглубоких каналов, кюветов автодорог, газоны.)

 

1; 2

 

А15 гр. II

(Каналы вдоль велосипедных дорожек и тротуаров.)

15

 

1; 3

 

В125 гр. III

(Используются при строительстве автостоянок.)

 

125

 

 

3; 4

 

 

С250 гр.IV

(Предназначаются для монтажа вдоль дорог, на разделительных полосах и островках безопасности.)

250

 

3; 4

 

 

По способу монтажа, лотки, входящие в группу «дорожные», разделяются на 4 класса (указаны в 3-м столбце таблицы):

  • 1 – монтируется без фундамента и обмуровывания;
  • 2 – необходима твердая основа;
  • 3 – устанавливается на фундамент и обмуровывается снизу;
  • 4 – требуется фундамент и обмуровка на всю высоту.

По договоренности с заказчиком, завод ЖБК может изготовить лотки водоотводные бетонные по предоставленным размерам, и использовать маркировку, не указанную в нормативных документах. В таких случаях, на первой позиции кода должно быть указано название завода.

Железобетонный водоотводный лоток

Установка лотка 4 класса с обмуровыванием

Железобетонный водоотводный лоток

«Ливнёвка», выполненная из U-образных лотков

Изготовление

Лотки для оросительных систем (ГОСТ 21509-76), изготавливают из тяжелого бетона с плотностью 2200 – 2500 кг\м³. Марочная прочность бетона на сжатие должна быть не менее М300, минимальная марка цемента – М400. Заполнитель должен твердым, фракция – до 15 мм.

Железобетонный водоотводный лоток

Современная маркировка цемента М 400.

Лотки дорожные (ГОСТ 32955-2014), производятся из полимербетона или тяжелого бетона марки М300. Лотки обоих типов изготавливают с армированием.

Для укрепления конструкции лотков могут применяться любые виды арматуры:

  • стекловолоконные прутки;
  • полимербетонные добавки;
  • стальные стержни круглого или периодического сечения.

В случае использования стальной арматуры, применяют прутки с поперечным сечением от 5 до 7 мм, и сетки типов С1-С3.

Железобетонный водоотводный лоток

Схема армирования лотка

Монтаж и содержание

На месте проведения работ определяют несущую способность грунта. Затем проводят основные подготовительные работы:

  • разбивают линию укладки лотков с учетом мест расположения опорных точек;
  • разрабатывают траншею;
  • засыпают и утрамбовывают гравийную «подушку»;
  • заливают бетонное основание.

Выдерживают залитый бетон до набора им не менее 30% марочной прочности. Монтаж лотков начинают с опорных точек, и с нижней точки всей линии.

Швы между лотками герметизируют составами, способными твердеть во влажной среде, с высокими показателями водо- и морозостойкости. Это могут быть цементно-песчаные смеси с пластификаторами, битумные мастики, жидкое стекло и другие.

В местах прилегания лотковой линии к покрытию, её решетка должна быть на 5мм. ниже поверхности покрытия. Между лотковой линией и примыкающим покрытием должен быть устроен температурный шов. Между бордюрным камнем и лотками должна быть устроена бетонная лента шириной не менее 50 мм.

Контрольную проверку состояния лотковой линии и водоприемных решеток, первый раз делают через два месяца после приемки в эксплуатацию. В дальнейшем, её проводят один раз в год.

Техническое обслуживание ливневой канализации заключается в очистке лотков и решеток. Существует 4 основных способа очистки лотковой трассы:

  • механический – очистка лотков от мусора и наносов с помощью лопат и мётел;
  • гидродинамический – трассу очищают с помощью мощного напора водяной струи, метод может применяться самостоятельно, или в комплексе с механическим;
  • химический – для очистки лотков применяются химические составы, способ актуален в период отрицательных температур наружного воздуха;
  • термический – может применяться как вариант гидродинамического способа с использованием горячей воды, либо с использованием термокабеля.

Регулярное техобслуживание должно проводиться не только для лотков и водоприемных решеток, но и для других элементов лотковой трассы – пескоуловителей, отводов трассы и других частей. Для проведения техобслуживания с трассы снимают водоприемные решетки, перекрывают поток воды и проводят работы. В зимний период основной задачей по содержанию лотковых трасс является недопущение образования ледяных «пробок», нарушения герметичности межэлементных швов, забивания смесью грязи и льда щелевых лотков и водоприемных решеток.

 

В заключение стоит отметить, что лотковые трассы человечеством освоены давно, опыт их строительства и эксплуатации накоплен большой, и проблем этот вид деятельности вызывать не должен.

 

Бетон, цемент, ЖБИ
Добавить комментарий