При обеспечении жизненных условий населения или организации техпроцесса на предприятиях, необходимо отвести лишнюю воду из тех мест, где она не нужна или подать туда, где она необходима. В обоих случаях применяются железобетонные водоотводные лотки. Разновидности таких лотков, их размеры, места применения, способы монтажа и многое другое – обо всём этом мнения изготовителей, эксплуатационников, экспертов.
Лоток водоотводный бетонный с решеткой, для ливневой канализации
Общее описание
Лоток водоотводный бетонный представляет собой армированную ж\б конструкцию, имеющую поперечное сечение в виде буквы «U». Чашеобразное поперечное сечение позволяет воде свободно течь по лотку, в сторону созданного уклона. Лотки применяются как в виде больших, сборных конструкций, когда край одного элемента вставляется в край другого, по телескопической схеме, так и в качестве самостоятельных элементов.
При маркировке лотков на первой позиции должно стоять название завода-изготовителя, тип лотка, его размеры. Информация наносится на упаковку, а при ее отсутствии – на наружную поверхность одной из боковых стенок лотка, черной несмываемой краской или эмалью.
Разновидности
По своему предназначению, лотки разделяют на конструкции для орошения или для сбора и удаления ливневых стоков.
Для оросительных систем
Производство железобетонных водоотводных лотков, предназначенных для систем полива сельхозугодий, регулирует государственный нормативный документ – ГОСТ 21509-79. Максимальная скорость прокачки воды по таким лоткам – 5 м³\сек. Внутренне сечение лотка параболическое, наружное основание может быть полукруглым или плоским.
Лотки для оросительных систем имеют два вида маркировки – ЛР и ЛРГ. Конструкции первой группы (ЛР) предназначены для установки на стоечные опоры, плиты или сваи. Лотки марки ЛРГ рассчитываются на монтаж в грунт. В каждой группе после буквенной маркировки указывается цифра, которая означает высоту лотка в дециметрах, с округлением до большего целого числа.
Оросительный канал из лотков типа ЛР
Размеры лотков, выпускаемых по ГОСТ 21509-76, сведены в таблицу.
Оросительный канал, построенный из лотков типа ЛРГ
Для дорог и ливневых стоков
При производстве водоотводных лотков для ливневой канализации, заводы ЖБК опираются на ГОСТ 32955-2014. Действие нормативного документа распространяется не только на заводскую продукцию, но и на монолитные конструкции, изготавливаемые на месте, методом скользящей опалубки. В нормативных документах лотки такого типа относятся к категории «дорожные».
Внутри группы лотки имеют буквенную маркировку, которая указывает на их конструктивное исполнение:
- К – коробчатые, сечение стенок изнутри может иметь форму квадрата, круга или параболы;
- Щ – щелевые, имеют круглое сечение внутри, сверху сделана сплошная или прерывистая щель;
- БЩ – бордюрный щелевой, прорезь может быть сбоку при круглом сечении внутри, либо по углу (внутреннее – прямоугольник);
- О – открытые, конструкция имеет прямые стенки, поперечное сечение – круглое.
Следующая буква маркировки указывает на отдельную группу изделий:
- ОД – открытый тип с доборными стенками;
- П – прямоугольное внутреннее сечение лотка;
- U – параболическое (в виде чаши) поперечное сечение;
- КС – кольцевой поперечный разрез;
- ЛК – ливневой колодец;
- ПК – пескоулавливающий колодец.
Каждый из перечисленных элементов может входить в состав ливневой канализации.
Лотки для «ливнёвки» разделяют на классы по несущей способности. Для удобства восприятия, классы и требования к ним, сведены в таблицу.
Класс нагрузки и группа по монтажу. (Где используются) | Несущая способность, кН
| Класс лотка
|
А0 группа I (Для неглубоких каналов, кюветов автодорог, газоны.) | —
| 1; 2
|
А15 гр. II (Каналы вдоль велосипедных дорожек и тротуаров.) | 15
| 1; 3
|
В125 гр. III (Используются при строительстве автостоянок.)
| 125
| 3; 4
|
С250 гр.IV (Предназначаются для монтажа вдоль дорог, на разделительных полосах и островках безопасности.) | 250
| 3; 4
|
По способу монтажа, лотки, входящие в группу «дорожные», разделяются на 4 класса (указаны в 3-м столбце таблицы):
- 1 – монтируется без фундамента и обмуровывания;
- 2 – необходима твердая основа;
- 3 – устанавливается на фундамент и обмуровывается снизу;
- 4 – требуется фундамент и обмуровка на всю высоту.
По договоренности с заказчиком, завод ЖБК может изготовить лотки водоотводные бетонные по предоставленным размерам, и использовать маркировку, не указанную в нормативных документах. В таких случаях, на первой позиции кода должно быть указано название завода.
Установка лотка 4 класса с обмуровыванием
«Ливнёвка», выполненная из U-образных лотков
Изготовление
Лотки для оросительных систем (ГОСТ 21509-76), изготавливают из тяжелого бетона с плотностью 2200 – 2500 кг\м³. Марочная прочность бетона на сжатие должна быть не менее М300, минимальная марка цемента – М400. Заполнитель должен твердым, фракция – до 15 мм.
Современная маркировка цемента М 400.
Лотки дорожные (ГОСТ 32955-2014), производятся из полимербетона или тяжелого бетона марки М300. Лотки обоих типов изготавливают с армированием.
Для укрепления конструкции лотков могут применяться любые виды арматуры:
- стекловолоконные прутки;
- полимербетонные добавки;
- стальные стержни круглого или периодического сечения.
В случае использования стальной арматуры, применяют прутки с поперечным сечением от 5 до 7 мм, и сетки типов С1-С3.
Схема армирования лотка
Монтаж и содержание
На месте проведения работ определяют несущую способность грунта. Затем проводят основные подготовительные работы:
- разбивают линию укладки лотков с учетом мест расположения опорных точек;
- разрабатывают траншею;
- засыпают и утрамбовывают гравийную «подушку»;
- заливают бетонное основание.
Выдерживают залитый бетон до набора им не менее 30% марочной прочности. Монтаж лотков начинают с опорных точек, и с нижней точки всей линии.
Швы между лотками герметизируют составами, способными твердеть во влажной среде, с высокими показателями водо- и морозостойкости. Это могут быть цементно-песчаные смеси с пластификаторами, битумные мастики, жидкое стекло и другие.
В местах прилегания лотковой линии к покрытию, её решетка должна быть на 5мм. ниже поверхности покрытия. Между лотковой линией и примыкающим покрытием должен быть устроен температурный шов. Между бордюрным камнем и лотками должна быть устроена бетонная лента шириной не менее 50 мм.
Контрольную проверку состояния лотковой линии и водоприемных решеток, первый раз делают через два месяца после приемки в эксплуатацию. В дальнейшем, её проводят один раз в год.
Техническое обслуживание ливневой канализации заключается в очистке лотков и решеток. Существует 4 основных способа очистки лотковой трассы:
- механический – очистка лотков от мусора и наносов с помощью лопат и мётел;
- гидродинамический – трассу очищают с помощью мощного напора водяной струи, метод может применяться самостоятельно, или в комплексе с механическим;
- химический – для очистки лотков применяются химические составы, способ актуален в период отрицательных температур наружного воздуха;
- термический – может применяться как вариант гидродинамического способа с использованием горячей воды, либо с использованием термокабеля.
Регулярное техобслуживание должно проводиться не только для лотков и водоприемных решеток, но и для других элементов лотковой трассы – пескоуловителей, отводов трассы и других частей. Для проведения техобслуживания с трассы снимают водоприемные решетки, перекрывают поток воды и проводят работы. В зимний период основной задачей по содержанию лотковых трасс является недопущение образования ледяных «пробок», нарушения герметичности межэлементных швов, забивания смесью грязи и льда щелевых лотков и водоприемных решеток.
В заключение стоит отметить, что лотковые трассы человечеством освоены давно, опыт их строительства и эксплуатации накоплен большой, и проблем этот вид деятельности вызывать не должен.